(кон. XII в.- 1266), свт. (пам. 28 окт., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей), архиепископ Сербский (1233-1263/64), Предстоятель Сербской автокефальной Церкви, ученик и преемник св. Саввы I. Род. в Среме. Древнейшее житие определяет место его рождения как «Далматию», т. е. либо это Сербия в соответствии с визант. средневек. географической номенклатурой, либо Далмация. Сведения о раннем периоде жизни А., включая его мирское имя, отсутствуют. Первое упоминание о нем в источниках (жития св. Саввы, написанные Доментианом и Феодосием) относится к его избранию и поставлению из иеромонахов во архиепископа. Св. Савва, оставляя архиепископскую кафедру, выбрал своим преемником А., «его же испытнее паче инех беззлобием и правдою украшена знаше, мужа преподобна во всем, присно боящася Бога и заповеди его соблюдающа». Одним из первых деяний А. в сане архиепископа стало перенесение (ок. 1237) в Сербию из болг. столицы Тырнова мощей св. Саввы, умершего по пути на родину после паломничества к святыням правосл. Востока. А. завершил ряд храмозданных начинаний своего учителя, при нем был расписан (ок. 1260) собор св. Апостолов в Печском мон-ре (см. Печ); в алтаре сохранилась молитвенная надпись с именем архиепископа (Стоjановић. I, № 15). На время архиепископства А. приходится создание большинства житий и служб св. Савве, в росписях печского собора впервые (при этом дважды) помещено живописное изображение последнего. За неск. лет до кончины А. оставил кафедру и удалился на покой. Был похоронен в соборе св. Апостолов, ставшем с тех пор местом погребения серб. первосвятителей.
начинается на рубеже XIV-XV вв. в связи с распространением Иерусалимского устава. Тропарь и кондак А. находятся в месяцеслове Псалтири с восследованием 1-й четв. XV в. (РГБ. Фунд. собр. МДА. № 142), к-рая является рус. списком с рукописи, принадлежавшей митр. Киприану; помещены они и в тверском списке Иерусалимского устава 1438 г. (ГИМ. Син. 331). Жития А. в восточнослав. рукописной традиции неизвестны, но с 70-х гг. XV в. в списках Стишного Пролога новгородского (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3933. 1479 г., Спасо-Хутынский мон-рь) и западнорус. (ГИМ. Увар. № 56-1о, посл. четв. XV в.) происхождения под 28 окт. встречается стих А. (список аналогичный хутынскому использован и при составлении Великих Миней-Четьих). С сер. XV в. известны и восточнослав. списки службы А. (редакция архиеп. Даниила) в составе Миней служебных и праздничных, получившей к XVI в. достаточно широкое распространение и в Московской Руси и в Западнорусской (Киевской) митрополии. В сер. XVI в. А. был включен в число новых чудотворцев, общерус. почитание к-рых было установлено Собором 1549 г.
Древнейшее житие А. (точнее, Слово об обретении мощей с элементами похвалы, по-видимому, совр. событию) сохранилось в единственном списке рубежа XIII-XIV вв. в составе серб. нестишного Пролога (Загреб. Архив ХАЗУ. III с 6), изданном В. А. Мошиным. Через полвека после преставления А. его житие было написано архиеп. Даниилом II (Старшим) как составная часть своеобразной серб. Степенной книги - «Житий королей и архиепископов сербских» (как отдельный памятник не встречается).
Древнейшая служба А., написанная, вероятно, вскоре после его кончины в связи с обретением мощей, сохранилась фрагментарно, в объеме 9-й песни канона, на листах из серб. Минеи служебной на октябрь 2-й четв. XIV в., приплетенных к Евангелию тетр (ГИМ. Хлуд. 13. Л. 293); др. списки в наст. время неизвестны. В серб. рукописной и печатной традиции, начиная со 2-й четв. XIV в., распространена служба А., автором к-рой исследователи считают архиеп. Даниила II (1324-1337). Древнейший датированный список 1342 г. находился в Оливеровой Минее из старого собрания Народной б-ки Сербии в Белграде, сгоревшей в результате фашистской бомбардировки в 1941 г.; ныне старшим полным является, вероятно, список в составе Минеи служебной октябрьской 1388 г. (ГИМ. Хлуд. № 146). Служба А. обозначается как бденная (см. Знаки праздников месяцеслова). Она входит во все издания «Сербляка», начиная с рымникского (1761). В списке сер. XIX в. (не ранее 1854) известны акафист и похвала А. (Черногория, мон-рь Св. Троицы близ Плевли. № 60/76).
Известны прижизненные живописные изображения А. Древнейшее находится в притворе кор. Радослава в Студенице, ок. 1235 г. Святитель представлен в рост, в архиерейском облачении (белой фелони и омофоре), в левой руке - Евангелие (вместе с Саввой I). Изображение А. (седобородого старца в полиставрии) находится также в жертвеннике собора св. Апостолов в Пече, ок. 1260 г., в символическом изображении протесиса (проскомидии), где святитель помещен слева (в руке потир), св. Савва написан справа. В композиции протесиса А. также изображен: в притворе вмч. Георгия и Св. Троицы мон-ря Сопочаны, 1342-1345 гг.,- с архиеп. Саввой и в алтаре параклиса вмч. Димитрия в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1350 г. В росписях притвора А. в Пече (ок. 1337) по повелению архиеп. Даниила были изображены сцены жития: поставление А. во диакона св. Саввой, во священника (изображения не сохранились, уцелели лишь надписи), во архиепископа и успение А. На иконографию фресок оказала влияние иконография жития свт. Николая Мирликийского, мастер опирался также на текст жития А., написанного Даниилом. Между сер. XV и сер. XVI в. образ А. в серб. живописи не встречается. После восстановления Печского Патриархата вновь появляются многочисленные изображения А.: во фресках припраты собора в Пече (1561), в диаконнике Студеницы (1568), в припрате Грачаницы (1570) и в др. позднейших росписях. Образ А. (вместе с Иоанном Предтечей и архиеп. Саввой I) встречается также на иконе кон. XVII в. (Церковный музей в Белграде) и на миниатюре архиерейского Чиновника рубежа XVII-XVIII вв. (Университетская б-ка в Белграде. № 25). С XVIII в. известны гравированные изображения А., старшее в «Стематографии» Х. Жефаровича (1747); святитель изображен на одном листе с архиеп. Саввой II, в руках раскрытая книга, оба в митрах. Описание изображения А. содержится в рус. иконописных подлинниках, в подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 28 окт. сказано: «Брадою и власы аки апостол Андрей, риза святительская, амфор [омофор] и Евангелие, на главе шапка, испод дымчат». С. 43.